Category:

О природе через искусство: 3 удивительных экологичных арт-направления

Искусство может говорить обо всем: о красоте и величии, социальных проблемах, политике и окружающей нас среде

До 20 века живописцы часто изображали природу в произведениях, но не придавали этому особого значения: природа воспринималась как прекрасная и неотъемлемая часть этого мира. Об уязвленном положении natura vida люди всерьез задумались столетие назад, столкнувшись с первыми последствиями экологического кризиса. Конечно, самая чуткая и красивая рефлексия на эту тему последовала от художников. Ниже — о трех ярких направлениях в истории экологического искусства.

Середина прошлого столетия: Вторая мировая война позади, мир возвращается к жизни. Вчерашние аграрные общества превращаются в промышленные города, индустриализация идет полным ходом — экология страдает. Если в 50-е годы человек был слишком занят собой и построением планов, чтобы заметить увядание природы, 60-е становятся временем бунта.

Лэнд-арт

Лэнд-арт — искусство, тесно взаимодействующее с природным ландшафтом — появляется в Америке в конце 60-х годов как протест против формирующегося общества потребления. В частности, лэнд-арт выступает против коммерциализации искусства, активного использования искусственных материалов в работах. Представители направления вдохновляются лаконичностью форм у минималистов, глубиной содержания у концептуалистов, добавляют к этому любовь к природе и желание быть ближе к ней.

В ландшафтном искусстве нет пространных рассуждений о важности экологической повестки — художники создают работы из природных материалов на открытых пространствах и оставляют объекты под открытым небом. Например, в лэнд-арт-инсталляции Роберта Смитсона «Спиральная дамба» (1970) конструкция из черного базальта, сооруженная на поверхности соляного озера, постепенно уходит под воду, оставляя след.

Спиральная дамба. Роберт Смитсон
Спиральная дамба. Роберт Смитсон

Среди известных «художников Земли» — Карл Андрэ, Энди Голдсуорти, Ричард Лонг. Иногда к направлению относят других энвайронменталистов, таких как Христо и Йозеф Бойс.

Арте повера

Арте повера — дословно, в переводе с итальянского — бедное искусство. Движение arte povera зародилось во второй половине 60-х в нескольких итальянских городах. Термин ввел известный куратор Джермано Челант, написав книгу об arte povera (1969) и организовав первую выставку работ направления «Arte Povera e IM Spazio» в Генуе (1967). Впрочем, как такового объединения художников arte povera с собственным манифестом не существовало — это, скорее, собирательное название: к arte povera принято относить живописцев, перенявших эстетику направления.

Почему искусство бедное и что бы это могло означать? Художники используют промышленные «невостребованные» материалы для создания арт-объектов, показывая таким образом диалог между природой и индустриальным обществом. Среди представителей «бедного» искусства — Яннис Кунеллис, Марио Мерц, Джузеппе Пеноне, Микеланджело Пистолетто. Направление arte povera довольно быстро переросло локальный итальянский контекст и вышло на международный уровень. Однако уже в начале 70-х стало очевидно, что художественное движение неспособно повлиять на серьезные изменения в обществе, несмотря на амбициозные планы.

12 живых лошадей. Яннис Кунеллис
12 живых лошадей. Яннис Кунеллис

Science-арт (био-арт)

Science-арт (био-арт) — направление в искусстве на стыке науки и технологий. Научное искусство, подобно arte povera и лэнд-арту, появилось в 60-х, но не потеряло актуальности и сегодня. Характерная черта science art — создание научных экспериментов с использованием «живых» материалов и прогрессивных технологий. Представители направления не спекулируют на тему уязвимости окружающей среды — они показывают на примере собственных работ, какие чудеса рождаются в союзе естественного и рукотворного.

Многие критики задаются вопросом: почему это должно считаться искусством? Ответ прост: для создания сайнс-арт-объекта недостаточно провести эксперимент или исследование, используя научные данные — необходимо также представить результат в художественной форме, то есть побеспокоиться об эстетике. Иными словами, чтобы заниматься научным искусством, мало быть ученым, нужно быть ученым-художником.

Чашки Петри. Клари Рейс
Чашки Петри. Клари Рейс

Абсолютной легендой сайнс-арта считается Стеларк, профессор искусства и робототехники Университета Карнеги-Меллона, который вживил себе под кожу биополимерное ухо, сконструировал третью руку и снял серию фильмов о том, что происходит внутри его тела.

В то время как художников, занимающихся сайнс-артом, интересует взаимодействие с окружающим миром в целом, био-арт (иногда рассматривается как разновидность научного искусства) чаще всего работает с биотехнологиями: живыми тканями и организмами, жизненными процессами. Био-арт как направление с более узкой специализацией возник в 90-х, среди флагманов био-арта — его основатель Эдуардо Кац, художники Джо Дэвис и Марта де Менезес.

Биолюминесцентный кролик Альба. Эдуардо Кац
Биолюминесцентный кролик Альба. Эдуардо Кац

Текст: Юлия Крышевич, арт-журналист. В основном пишет об искусстве и визуальной культуре, на русском и английском. Любит иностранные языки и здоровый образ жизни.

Подписывайтесь на нас в соцсетях — это удобно:

Читайте также:

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic